Экономика Прикамья прирастает лесом (газета "Деловое Прикамье" от 3.08.2007г., №30)

18 октября 2007

- Каков же лесной ресурс Прикамья? – спрашиваю я (кор. Павел Агапов) министра промышленности и природных ресурсов Пермского края, доктора геолого-минералогических наук, профессора Валерия Середина. - 17 миллионов кубометров – такова расчетная лесосека в нашем крае. Это значит, что теоретически столько древесины можно ежегодно заготавливать и перерабатывать. Практически же для освоения доступно около 12 миллионов: именно такой ресурс обеспечен транспортной инфраструктурой. Отмечу, что в среднем хвойной и лиственной древесины у нас примерно поровну. - Валерий Викторович, с введением в действие в начале нынешнего года нового Лесного кодекса РФ изменилась система управления лесным хозяйством. Отразилось ли это на лесном комплексе нашего края? Новый ЛК кардинально изменяет лесные отношения: прежде всего, в сферах ведения лесного хозяйства и распределения лесного ресурса. До начала 2007 года в нашей стране лесным хозяйством управляли лесхозы, выполнявшие как государственные, так и хозяйственные функции. При этом на реализацию своих полномочий государство выделяло лесхозам лишь треть необходимых средств: остальное они должны были зарабатывать сами. А поскольку в лесхозах была слабая материально-техническая база, из лучшего леса здесь изготавливали продукцию достаточно низкого передела: в основном, доску и пиловочник. Освоению лесосеки мешали: слабая матерьально-техническая база и контроль использования леса, затягивание оформления разрешительных документов и ряд других негативных факторов. Правда, существующая структура имела и свои преимущества: на территории каждого района существовали как минимум два лесхоза – сельский и государственный. Всего в крае их было 71. Почти в каждом лесхозе действовали цеха по переработке древесины. Таким образом, была создана сеть малых лесных предприятий с централизованным управлением. Сейчас здесь трудится около шести тысяч человек. Поэтому после реструктуризации лесной отрасли важно не «развалить» действующую систему малых лесоперерабатывающих предприятий. Особенно это актуально для депрессивных территорий, где создание каждого рабочего места это особая забота государства. Согласно новому ЛК теперь на базе лесхозов создаются лесничества и хозяйствующие (коммерческие) структуры. Первые будут выполнять государственные функции управления, контроля и будут полностью финансироваться из бюджета, а вторые – реализовывать договоры с лесничествами по ведению лесного хозяйства, самостоятельно зарабатывать средства на свое существование. - Какая структура управления складывается у нас? До конца этого года планируется создать краевое госучреждение под условным названием «Пермлес». На правах филиалов в него войдут 33 лесничества, состав которых будут 140 участковых лесничеств. Всего в этой структуре будут работать 1284 человека. Безусловный плюс новшества – достаточно ясная система управления лесным хозяйством. Минус, на мой взгляд, - потеря самостоятельности сельских лесов. Для того чтобы минимизировать потери, решено придать им статус участковых лесничеств и в ближайшие два года перевести их в собственность региона: оба процесса должны идти параллельно. Далее. Для ведения работ в лесу планируется создать два краевых унитарных предприятия (или акционерных обществ) – «Пермгослес» и «Пермсельлес». В состав каждого их них на правах филиалов войдут подразделения, сформированные на базе ликвидирующихся лесхозов. С позиции государства хозяйствующие функции должна выполнять коммерческая структура. Однако сегодня на рынке нет предприятий способных специализировано выполнять «лесной заказ» государства. Поэтому мы осознано создаём структуру унитарного предприятия (акционерного общества) со 100% долей государства. Надеемся, что за два-три года работы подобные предприятия освоятся в рынке и будут преобразованы в коммерческие структуры. По нашему представлению, здесь будут заняты 4,5 тысячи человек. Таким образом, все ныне работающие в лесхозах найдут себе дело во вновь образуемых структурах. - Меняются ли правила выделения лесного ресурса? Да, и существенно. Остановлюсь на изменениях, которые затрагивают большинство пользователей леса: переоформление договоров аренды; выделение лесного ресурса в долгосрочное (аренда) и краткосрочное (купля – продажа лесных насаждений) пользование. Все действующие договора аренды подлежат переоформлению. При переоформлении срок их действия должен быть сохранён. Переоформить договоры необходимо до 01 января 2009 года, иначе участки пойдут на аукцион. Договоры аренды участков до 10 лет будут пролонгированы до окончания срока их действия, а затем выставлены на аукцион. Порядок переоформления договоров аренды будет установлен МПР России в ближайшее время. Процедура передачи лесного ресурса в долгосрочное пользование следующая: специалисты нашего министерства формируют лесные участки и организуют их государственный лесной реестр. После этого выставляют участки на аукцион. Аукционная комиссия министерства определяет победителя, с которым заключается договор аренды. Он оформляется в краевой Регистрационной палате. Согласно имеющейся статистической информации ежегодно в долговременное пользование передаётся до одного миллиона кубометров древесины. На сегодня подготовлены более 20 участков лесного фонда с объёмом пользования (расчётная лесосека) 800 тысяч кубометров. Извещение о проведении первого аукциона планируем опубликовать в августе этого года. Передача же лесных участков в краткосрочное пользование будет оформлена законодательно в августе, а с сентября лесхозы начнут проводить аукционы. К этому моменту формирование лесных насаждений для продажи на аукционах будет завершено. -Известно,что лес на корню – важнейший ресурс лесопромышленного комплекса. Сколько его нужно предприятиям нашего ЛПК? В Пермском крае сегодня действуют четыре крупных, 70 средних и 1250 малых предприятий ЛПК. Потребность первой группы – компаний «Соликамскбумпром», «Камский ЦБК», «Пермский ЦБК» и «Пермский фанерный комбинат» - в хвойной древесине (с учетом модернизации) составит 3,9 миллиона кубометров, а в лиственном балансе – 1,6 миллиона. Средним предприятиям, специализирующимся, в большинстве случаев, на производстве пиломатериалов, требуется, в основном, хвоя: 1,1 миллиона кубометров. Как, впрочем, и малым: до 1,8 миллиона. Итог: при условии реализации всех инвестиционных проектов мы столкнемся с дефицитом хвойного ресурса (около 0,5 млн. куб/м) и невостребованностью порядка шести млн. куб/м. лиственной древесины. - Какой же при таком раскладе должна стать стратегия развития ЛПК края? Чтобы вовлечь в переработку листву, планируем создать Добрянскую и Кудымкарскую зоны глубокой переработки древесины. В первой будут построены: бумажный комбинат, использующий берёзовый баланс, фанерное производство, фабрика мебельных фасадов и плитное производство. Во второй – производства мебельных заготовок, фанеры, древесных плит. Кроме того рассматриваются производственные площадки в посёлке Сарс и Яйва - плитное производство; Ново Ильинский - производство термомеханической массы (ТММ) и древесно - стружечной плиты (ДСП). По предварительным расчетам эти предприятия будут ежегодно потреблять до четырех – пяти миллионов кубометров лиственной древесины. Остаток листвы пойдет на нужды малых предприятий. -Будет ли повышаться качество работы средних и малых предприятий ЛПК -? Безусловно, будет. Здесь у нас поистине неисчислимые резервы. Взять, хотя бы, малые лесозаготовительные предприятия, которые перерабатывают ежегодно до 1,8 миллиона кубометров хвои, а выпускают продукцию низкого передела: пиломатериалы, не обрезную доску и т. д. Поэтому нужно, на мой взгляд, не механическое увеличение числа МП, а концентрация их в холдинги и группы, которые смогли бы совместно повышать передел. Делать, например, из не обрезной доски экспортную, а из неё – клееный брус, а уже из него – мебельные щиты и т. д. Вот это и станет основой стратегии развития малого бизнеса в отрасли! - Не секрет, что после того, как лесозаготовители забирают хвою, на участке остается от 40 до 70 процентов лесного сырья. Совершенно верно. А ведь и дорога туда есть, а оно не вывозится, гниёт также заражает подрост. Вот уж воистину, богаты мы, да не по карману! Поэтому в стратегию развития крупного и среднего бизнеса в ЛПК мы закладываем, во первых создание крупных комплексных лесоперерабатывающих холдингов – Добрянского и Кудымкарского, а во-второх, - привлечение на лесные участки, малых предприятий которые как раз и будут работать с невостребованной древесиной. Это – важный шаг в повышении комплексного использования природных лесосырьевых ресурсов. - А конкретно? Например, ООО «ГорнозаводскЛеспром» - выпускает из хвойного сырья доску экспортную и клеёный брус. Листва, которой в его лесном фонде около трети, ему не нужна, поэтому компания предлагает малым предприятиям заготавливать лиственную древесину для изготовления из неё мебельных щитов и другой продукции. При таком подходе степень использования лесосеки увеличивается на 20 – 30 процентов. Вторым направлением в рациональном использовании лесного ресурса является вовлечение в производство отходов лесопиления. Так, при изготовлении пиломатериалов в отходы производства попадает около 30 процентов высококачественного сыръя. Это прежде всего балансы, горбыль, опил и т.д. Для использования их, например, в бумажной промышленности необходимо несколько изменить технологию лесопиления: включить в технологическую цепочку окорочную и рубильную машины. Тогда степень передела использования лесосеки увеличиваются на 20 – 40 процентов. Скажем, ООО «Сивур», используя эту технологию, получает щепу, которую продаёт «Соликамскбумпрому» и Кранокомскому ЦБК. Степень использования леса при таком подходе возрастает на 22 процента. Это также ниша работы малых предприятий. - В то же время примерно до трети расчетной лесосеки лесозаготовителям пока не добраться. Как тут быть? Проблема большая и сложная. Её решение требует вложения немалых средств. Надо отдать должное губернатору края: он принял на себя ответственность, утвердив программу строительства лесных дорог. По его инициативе правительство края будет поддерживать тот бизнес, деньги которого вкладываются в развитие инфраструктуры ЛПК и, в первую очередь, в реализацию регионального проекта «Муниципальные дороги». Вот пример: руководителю крупного лесного предприятия очень нужен мост через речку. По нему он смог бы доставлять себе лес, а мост к тому же смог бы соединить два прибрежных села. Руководитель гарантирует вложение в этот социально значимый проект части своих средств, а правительство края вносит объект в число первоочередных. - А в чем еще может выразиться господдержка ЛПК? В выделении лесного ресурса. Это осуществляется, как того требует новый ЛК, на аукционной основе. Но здесь, как говорится, есть пермская изюминка, а для кого-то, быть может, и горчинка. Дело в том, что мы стремимся соблюдать три принципа. Во-первых, из выделяемого лесного ресурса пользователь обязан получать продукцию высокого передела. Во-вторых, комплексно и рационально использовать все сырье на своем лесном участке. А в-третьих, мы будем выставлять на аукцион лесные участки большими блоками, избегая появления в лесу «лоскутных одеял». - Это так важно? По новому ЛК за лесными участками, передаваемыми в аренду, должен ухаживать пользователь леса. А делать это эффективно он сможет только на деньги, зарабатываемые на выпуске продукции высокого передела. Вот почему мы говорим сегодня о том, что магистральными направлениями развития ЛПК нашего края становятся глубокая переработка древесины и создание лесозаготовительных холдингов, где малые предприятия смогут работать на субподряде у более крупных. Например, Пермскому фанерному комбинату нужна береза, а хвою на своих лесных участках он сможет свободно отдавать в субаренду или подряд. А это становится одним из важных видов поддержки малого бизнеса в ЛПК. Другой вид – выделение в каждом районе лесного ресурса под инвестиционные проекты. -Что получит Пермский край в результате осуществления разрабатываемой Вами целевой программы? Прежде всего, повышение экономической отдачи работы регионального ЛПК. В прошлом году его оборот был 18 млрд. рублей, а в этом должен составить 23 млрд. Рубеж 2010-го – 40 млрд. Мы планируем создать дополнительно более 4,5 тысяч рабочих мест. Трудится здесь будут квалифицированные специалисты. А как иначе, если на предприятия ЛПК придут самые современные технологии лесопереработки и наиболее прогрессивные технологии. - Насколько совпадает наша региональная политика в сфере ЛПК с государственной? Полностью. Президент страны и ведомственное Министерство не раз призывали отечественный лесопромышленный комплекс не отправлять кругляк за границу, а заняться глубокой переработкой на своём производстве. Чем мы и занимаемся. И потом, помимо всего прочего, наши нововведения призваны решить застарелую проблему российского леса, связанную с его воровством. Бороться с этим государству будет намного легче, если пользователь леса заплатит за свой лесной ресурс немалые деньги: он не будет мирится с тем, что его добро расхищают?! Таким образом, мы не только развиваем ЛПК в технологическом и экономическом аспектах, но и в корне меняем идеологию ведения лесного хозяйства, воспитываем подлинного, рачительного хозяина леса Пермского края…

Перейти к списку новостей

Часто задаваемые вопросы по получению охотничьего билета
Часто задаваемые вопросы по обеспечению древесиной граждан для собственных нужд
Информационное сообщение для лесопользователей Пермского края